Все детство Моцарта было непрерывной чередой переездов из города в город, выступлений и музыкальных занятий. На многочисленных концертах в разных уголках Европы Вольфганг Амадей развлекал великосветскую публику играя на клавире с закрытыми глазами : отец закрывал ему лицо платком, а так же с помощью помощников поверх клавиатуры была натянута плотная ткань. Тем не менее, мальчик блестяще справлялся с игрой. Но ребенок оставался ребенком – однажды во время концерта, по комнате прошлась кошка в непосредственной близи от юного гения. Моцарт бросил играть, помчался к ней и принялся забавляться с животным. На сердитый окрик отца Вольфганг ответил:
- Ну, папочка, ещё чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка
уйдет...
***
Однажды, когда Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на –Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой, попробуй. А если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу… Стихи…
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, ещё труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Собеседником Моцарта был Гёте
***
Однажды после концерта, юная эрцгерцогиня Мария Антуанетта водила маленького Моцарта по дворцу. В одном из залов мальчик упал, поскользнувшись на натертом паркете. Эрцгерцогиня быстро помогла ему подняться.
- Вы очень добры, - сказал юный музыкант. – Я обещаю на вас жениться.
Мария Антуанетта рассказала об этом своей матери императрице. Улыбаясь императрица спросила «жениха»:
- Почему ты хочешь жениться на её высочестве?
- Из благодарности, - ответил Моцарт.
***
Однажды некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу. Но этот господин не знал как ему обратиться к мальчику: на "ты" - неудобно, слишком велика была слава Вольфганга Амадея, а сказать "вы" - много чести, для ребенка, даже вундеркинда...
После размышлений сановник, нашел, как ему показалось, удобную форму обращения к юной знаменитости.
- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? - спросил сановник.
- Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! – простодушно ответил ему Вольфганг.
***
Как-то раз Вольфганга Амадея Моцарта попросили дать письменные сведения о его доходах. Композитор вписал в ведомость восемьсот гульденов жалования, которое получал как придворный композитор императора Иосифа. Но отметил в разделе «особые примечания», что «это слишком много за то, что я делаю, и слишком мало за то, что мог бы делать».
***
В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение «Аллегри для двух хоров», партитура которого по приказу Римского Папы тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Вольфганг Амадей, прослушав всего лишь раз это произведение, быстро записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель - преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского...
Узнав о "похищении" столь охраняемого произведения, Папа удивился и не поверил, что такое возможно, но убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом «Рыцаря золотой шпоры»...
***
Однажды композиторы и приятели Моцарт и Гайдн были приглашены на обед. Вольфганг Амадей – известный весельчак и охотник выпить – предложил своему приятелю пари, что тот сможет сыграть на фортепьяно сочиненный им этюд. Гайдн согласился, с тем, что проигравший выставит полдюжины шампанского.
Моцарт подошел к конторке, быстро набросал несколько нотных строчек и протянул Гайдну. Взглянув, на написанную музыку, тот нашел её легкой для исполнения и принялся играть. Вдруг он воскликнул:
- Как же я могу это играть? Мои обе руки заняты исполнением пассажей на разных концах фортепиано, а между тем, одновременно я должен брать ноты в средней клавиатуре. Это невозможно!
- Позвольте, - улыбаясь, сказал Моцарт, - я сыграю.
Сев за фортепиано, он стал играть, а дойдя до, казалось бы, технически невозможного для исполнения места, к удивлению всех, Вольфганг Амадей нагнулся и прижал носом нужные клавиши. Присутствующие разразились хохотом. Их веселье усиливал тот факт, что Гайдн был курносым, а Моцарт – длинноносым.
Спор Гайдн проиграл и поплатился 6 бутылками шампанского.
***
Однажды некий юноша спросил Моцарта, как писать симфонии.
- Вы ещё слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? – спросил композитор.
Собеседник возразил:
- Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам ещё не исполнилось десять лет!
- Да, - ответил Моцарт, - но я никого не спрашивал, как их следует писать!
***
В 1781 году Вольфганг Амадей написал оперу «Идоменей». Его отец выразил опасение, что «Идоменей» может оказаться слишком сложным произведением для слушателей, но Моцарт спокойно заявил:
- О, так называемой, доступности не беспокойся. Музыка моей оперы для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши.
***
Однажды на одной из улиц Вены к композитору обратился один бедный человек с просьбой дать ему денег. Но при себе у Моцарта не оказалось ни монеты. Тогда он пригласил бедняка зайти в кафе. Сев за столик, композитор вынул из кармана бумагу, за несколько минут написал на ней менуэт, отдал это сочинение нищему, посоветовав отнести его одному издателю. Бедняк, не слишком веря в успех, взял бумагу и отправился по указанному адресу. Однако, издатель взглянул на менуэт, дал за него нищему пять золотых монет, и сказал, что можно приносить подобные сочинения ещё.
***
Зарабатывая и получая вполне приличные гонорары, Моцарт, тем не менее, вечно нуждался в деньгах и вынужден был занимать их. Получив за выступление на концерте баснословную по тем временам сумму - тысячу гульденов, он уже через две недели был без денег. Аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять небольшую сумму, с удивлением заметил:
- У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
- Но у меня есть жена Констанция! - весело напомнил Моцарт. - Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей...