30 марта 1970 г. на экраны нашей страны вышел фильм «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля.
Многим нашим современникам сложно представить, что эта, ныне любимая миллионами соотечественников, разобранная на цитаты и ставшая культовой, кинокартина, могла, вообще, не появиться на экранах кинотеатров, затерявшись на полках «Госфильмофонда». А к этому всё шло…
Фильм создавался с большим трудом, и вышел, скорее, вопреки всем сложностям. Начиная со сценария (над которым потрудились вначале Андрей Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн, а затем Валентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, а также режиссер Марк Захаров), каждый этап его создания превращался в некое преодоление многочисленных сложностей. Не легко проходило утверждение написанного сценария, а затем выбор режиссера. Экранизировать историю о спасении гарема, который бросил басмач, отказались маститые и прославленные режиссеры Жалакявичус, Чулюкин и Тарковский. А вот Владимир Мотыль (имевший в ту пору черную метку – «неблагонадежного» в плане политического понимания ситуации) согласился снять картину, да ещё в стиле «истерна» - нашего ответа американским «вестернам», где храбрые мужчины виртуозно стреляют из пистолетов и ружей, отстаивая собственную правоту и защищая слабых.
Сами съемки фильма проходили с огромными трудностями, порой граничившими с катастрофой: не хватало средств, аппаратуры, местный криминалитет на месте съемок озорничал не по-детски (и реквизит воровал, и прочие пакости делал вплоть до физического выяснения отношений), ну и прочие, тому подобные «прелести» всю дорогу сопровождали картину. Один из маленьких примеров: снимать фильм начинали на базе студии «Ленфильм», а заканчивали уже на «Мосфильме». Знающие люди поймут, через какие бюрократические сложности пришлось пройти руководителям картины при замене «базы». И таких «пустячков» на протяжении работы было немало. Но и это ещё не всё: по окончании съемок большей части фильма, кинематографическое руководство осталось крайне недовольно после просмотра материала и решило отстранить Владимира Мотыля от продолжения работы над картиной. Но, после нешуточных споров, борьбы и хождения по инстанциям, режиссеру все же удалось вернуться к съемкам и довести начатую работу до логического конца. Но директор «Мосфильма» Владимир Сурин, просмотрев картину остался недоволен её качеством и не подписал акт о приёмке. И пылиться бы фильму на полках «Госфильмофонда», да с легкой руки космонавта Алексея Леонова, одна его копия была привезена на дачу к самому Леониду Брежневу, ну и естественно, продемонстрирована хозяину. «Дорогому Леониду Ильичу» фильм понравился. Ну, а что произошло дальше, догадаться не сложно: триумфальное шествие по экранам страны, многократная демонстрация по всем каналам телевидения. Ну, и, как следствие, всенародная любовь. За время, прошедшее с момента выхода на экраны, сама прокатная история картины уже заслуживает отдельной киноэпопеи. Чего только стоит, ставшая доброй, традиция космонавтов смотреть этот фильм перед полетом!
Сегодня исполняется хотя и не круглая, но очередная, весьма солидная дата с момента премьеры «Белого солнца пустыни», доброго, увлекательного фильма, который с удовольствием продолжает смотреть уже четвертое поколение наших соотечественников.